Eng Рус Укр Главная страница О проекте Еще новости
логин     
пароль     


...

Rated by PING
 ПУБЛИКАЦИИ

20.11.2002   Аналитическая обработка материалов открытого доступа

    Открытая печать по традиции является самым емким и наиболее используемым каналом получения информации. Сегодня в средствах массовой информации (СМИ) можно получить сведения по очень широкому кругу вопросов, интересующих как разведывательное, так и контрразведывательное подразделения Службы Безопасности (СБ) хозяйствующего субъекта. Необходимо только грамотно организовать ее поиск.

    

Качественная работа профессиональных журналистов по духу близка работе спецслужб, и это можно и нужно максимально использовать. Материалы СМИ позволяют сопоставлять, уточнять и снабжать новыми подробностями данные, полученные оперативным путем, а также давать новые направления для текущей информационно-поисковой работы.

При планировании работы по аналитической обработке прессы, прежде всего, надо определиться с ее целью, затем выяснить, что именно интересует потребителей информации (в том числе и самой СБ) и только после этого приступать к подбору источников  информации. Совершенно очевидно, что для превращения опосредованной информации в проблемно-ориентированный информационный массив, нужно использовать целенаправленный подход по активному восприятию постоянно поступающих информационных потоков. Совсем необязательно 24 часа в сутки проводить за чтением печатной продукции - для этого вполне достаточно выделить полчаса своего рабочего времени. Самое важное в этой работе - правильно подобрать источники информации, обработать их с использованием принципа "ключевых слов" и, наконец, грамотно организовать сортировку, классификацию и хранение уже отобранной информации.

Очень часто данные в различных источниках многократно дублируют друг друга. Поэтому простое количественное увеличение обрабатываемых источников приводит только к перегрузке аналитика без видимых результатов улучшения качества его работы. Высокий уровень информационного шума в обрабатываемых информационных массивах намного более опасен, чем информационный голод.

Так, например, специализированные организации для создания ежедневной сводки объемом в одну страницу с оценочным суждением по одной проблеме обрабатывают информационный массив объемом примерно в 7 млн. слов.

Для качественного анализа пригодности того или иного периодического издания достаточно взять несколько его номеров за определенный период, например за неделю, и составить по рубрикам список всех опубликованных там статей. Таким образом, из широкого спектра информации выбирается именно тот ее сегмент, который наиболее полно совпадает с Вашими информационными потребностями. Эта работа довольно скучная и нудная, но зато с течением времени она себя окупает с лихвой.

Работая с конкретной публикацией, необходимо выбирать только проблемы, отвечающие Вашим информационным потребностям. 

К обсуждению можно предложить два принципиально отличающихся, но, тем не менее, в равной мере имеющих право на жизнь организационных подхода к первичной обработке материалов СМИ.

1. Использованиесобственных возможностей по обработке СМИ.

Все материалы СМИ, в том числе и в электронном виде, поступающие на хозяйствующий субъект, обрабатываются ответственным за это лицом и, согласно разработанному классификатору, соответствующим образом сортируются и хранятся.

При невозможности выделения отдельной штатной единицы для работы с прессой, сотрудники СБ должны начинать свой рабочий день с изучения печатных материалов СМИ. За каждым из них закрепляется по две-три центральных и местных газеты; на утренней оперативке у руководства, помимо постановки задания на день, каждый сотрудник делает краткий обзор наиболее интересных публикаций прессы в своей зоне ответственности.

В процессе этой своеобразной "политинформации" происходит обмен мнениями и расставляются акценты. На данных мероприятиях каждый оперативник выстраивает для себя приблизительную модель вопросов разведывательного плана, которые он должен будет отработать "в поле".

В течение дня на встречах с источниками, в полуофициальных или неофициальных беседах эта информация уточняется и перепроверяется, приобретая необходимую надежность.

Наиболее интересные статьи переводятся на электронные носители и вносятся в базу данных. Следует отметить, что для удобства перевода печатных материалов в электронный вид целесообразно применение сканирующих устройств, с дальнейшей конвертацией в текстовые файлы. Впрочем, некоторые информационные материалы можно бесплатно скачать из сети Интернет или за относительно невысокую плату приобрести в редакции издания. Хранение материалов в электронном виде также имеет определенные нюансы. Материалы могут заноситься в базу интегрированного банка данных (ИБД), структура которого будет описана ниже. Если же организация ограничена в людских и материальных ресурсах и формировать собственную базу данных некогда и некому, то для работы с объемными информационными массивами возможно использование гипертекстовых редакторов.

2. Использование сторонних возможностейпо обработке СМИ.

Информация может закупаться на стороне, чем должны заниматься специально выделенные люди. Иногда бывает так, что функции первичной обработки материалов СМИ дешевле передать сторонним лицам, нежели проводить ее силами собственных сотрудников. В первичной обработке прессы значительную помощь могут оказать работники библиотек, которые очень дешево и достаточно профессионально выполнят мониторинг требуемых изданий, в том числе и иностранных.

Дайджесты могут готовить также и надомники. В данном случае, нагрузка на оперативный состав значительно снижается и собственный штат необходимых аналитиков становится малочисленным.  Весьма просто обеспечивается и режим конспирации, чтобы исполнители не имели понятия, что именно, для кого и зачем они делают. В газету дается объявление о надомной работе, связанной с обработкой корреспонденции. Диспетчеры на телефоне принимают заявки от желающих, встречаются с ними, оценивая их профпригодность. Для закрепления интереса нового сотрудника к работе желательна выплата аванса и заключение договора о временной работе с возможностью его дальнейшего продления. В финансовом плане это достаточно экономично: если исчезает необходимость в обработке некоторых изданий, то никаких единовременных выплат по сокращению не выплачивается.

Доставка материалов по обработчикам осуществляется курьером, до которого диспетчером доводится задание взять газеты, разнести по адресам, разъяснить, что надо сделать и через некоторое время вернуть готовые материалы диспетчеру. Каждый диспетчер работает только с одним обработчиком и одним курьером. Уровень конспирации при данной форме организации работы очень велик, так что даже при большом желании вряд ли кто-нибудь сможет размотать всю причинно-следственную цепочку.

По своей направленности печатные материалы можно разделить на следующие категории: обзорные статьи, статьи дискредитационного плана, заказные рекламные статьи и статьи, разглашающие коммерческую тайну. Методология обработки печатных изданий выделяет следующие категории данных: базовая информация (для дальнейшей аналитической обработки); текущая информация о фактах; субъективно-оценочные категории, содержащие оценки и предупреждения.

Читая статью, необходимо проанализировать не только излагаемые в ней факты, но и понять личное отношение автора к излагаемой проблеме. В значительной степени этому может помочь приблизительное представление о принадлежности СМИ к конкретным финансово-промышленным группировкам, хотя ангажированная линия часто проводится достаточно тонко. Средства массовой информации всегда выражают интересы своих хозяев. Это аксиома и для нас, и для Запада. Но, если западные олигархи вмешиваются в деятельность СМИ только в наиболее драматичные моменты, например, во время войн и выборов, то у нас пресса контролируется даже по мелочам.

Никогда не стоит преувеличивать "независимость" журналистов - то, что СМИ подстраиваются под "хозяина", известно всем. Материал, написанный журналистом и подвергнувшийся редакторской правке, может сильно отличаться от первоначального варианта. Но это не должно являться поводом для отказа от работы с информацией.

Конечно, очень многое в прессу не попадает или попадает в искаженном виде. Также имеется вероятность сознательного дезинформирования в ходе ведущейся оперативной игры. В любом компромате обязательно имеется доля выдумки и всему верить не стоит.

Ни для кого не секрет, что СМИ активно используются спецслужбами для легализации информации компрометирующего характера. В качестве конкретного примера можно привести "активку" ФСБ, запущенную через "Московский комсомолец", о прослушивании телефонных переговоров президентской семьи частным охранным предприятием "Атолл" или акцию некоторых чинов прокуратуры с целью дискредитации своего руководства. Журналисты охотно идут на сотрудничество с представителями спецслужб: кто из соображений карьеры, кто за деньги, кто из патриотических или идеологических убеждений.

Иногда журналистам действительно подсовывают реальные "жареные факты", а иногда - высококачественную "дезу". Естественно, что любое подобное мероприятие тщательно планируется и в обязательном порядке согласовывается с руководством. На оперативном сленге подобные мероприятия называются "контролируемой утечкой информации". Во многом ангажированность наших спецслужб объясняется нынешней обстановкой неопределенности и неустойчивости, когда действующие сотрудники СБ больше всего озабочены своим будущим.

В период с 1991 г. по настоящее время, по различным оценкам, из органов безопасности по разным причинам уволилось порядка 40-60 тысяч человек. Стены Лубянки покинули действительно классные специалисты, причем многие ушли задолго до наступления пенсионного возраста. Естественно, что и работу они себе нашли во многом схожую с предыдущей. 

Журналистика и вопросы экономической разведки и контрразведки, конкуренции,  формирования имиджа, престижа и рейтинговых оценок чрезвычайно тесно связаны. Естественно, что в "частных" информационных войнах СМИ часто используются для размещения материалов, дискредитирующих деятельность конкурентов в целях формирования ложного общественного мнения, недобросовестной рекламы и конкуренции или осуществления крупномасштабных мошеннических операций. В некоторых случаях журналистам за публикацию "выгодной" информации выплачивается определенное вознаграждение. В работе частных спецслужб наиболее распространенной технологией легендирования источника поступления компромата является его анонимная передача или продажа в один из многочисленных "независимых" информационно-аналитических центров. После его легализации на информационном рынке подключаются журналисты, которые уже готовят "заказную" статью, ссылаясь на легализовавший ее источник. При проведении подобных акций иногда имеет место откровенная фабрикация внутренних документов спецслужб и правоохранительных органов.

Также существует практика установления прямых контактов со СМИ путем прямого финансирования отдельных изданий и программ, оказания им "спонсорской" помощи или же непосредственного вовлечения работников СМИ в хозяйственную деятельность  (подразделения по связям с общественностью). В последнее время широкую популярность приобрела легализация материалов компрометирующего характера через Интернет - многим, наверное, очень хорошо известны адреса таких "жареных" сайтов, как "Коготь" или "Коготь 2". В особо продвинутых службах безопасности, помимо очернения конкурентов, существует практика добывания компромата на собственное руководство с целью подготовки  упреждающих заказных статей или передач в СМИ.

Если задаться целью и провести анализ "заказных" статей, то с полной уверенностью можно утверждать, что основным двигателем "информационных войн", как это не странно, являются не столько противоречия между интересами различных финансово-промышленных групп, сколько межличностные конфликты их руководства.

Прежде всего, при анализе информационных материалов внимание должно концентрироваться на следующих ключевых моментах: - количество позитивных и негативных по отношению к хозяйствующему субъекту публикаций; - круг их авторов, а, по возможности, и заказчиков; - степень монополизации данной темы; - имеющиеся взаимосвязи между рекламными объявлениями конкурентов и заказными статьями в отношении того или иного хозяйствующего субъекта; - наличие в изучаемых материалах сбалансированной оценки происходящего. Таким образом, анализ собранного информационного массива позволяет установить характер взаимосвязей между следующими основными элементами: содержание и направленность сообщения, источник сообщения, личность журналиста, его связи и контакты в деловых и политических кругах. Основной метод, применяемый при аналитической обработке прессы - это сопоставление фактов, намеков, мнений, версий, фамилий, т.е. разнородной информации по ключевому слову, фамилии, факту.

В качестве курьезного примера применения метода сопоставления фактов, можно привести старый анекдот про землетрясение, когда СМИ сообщают, что жертв и разрушений нет. А через несколько недель в центральной прессе под заголовком "очевидное-невероятное" появляется статья о вернувшейся домой собаке, которая пропала во время последнего землетрясения вместе со стадом овец и 5 пастухами.

Еще один пример системного подхода к обработке прессы - следующая история. В начале 20-го века, проигравший в карты журналист, чтобы расплатиться с долгами, решил продать одной иностранной разведке интересовавший ее план дислокации воинских частей, фамилии и занимаемые должности их командного состава. Контрразведка задержала шпиона-любителя, и когда имевшуюся у него информацию показали представителям Генерального Штаба, те были в шоке - сведения были достоверные и очень секретные. В ходе разбирательства журналист свою вину полностью признал. В качестве доказательства своего полного раскаяния он поделился способом добывания "государственной тайны". Оказывается, посещая регионы, журналист тщательно изучал местные газеты, особенно его интересовала светская хроника: "В уездном городе N на бракосочетании поручика К. присутствовали командир расквартированного здесь 17 гусарского полка полковник B., начальник штаба полка полковник M. ... и так далее и тому подобное". Комментарии излишни.  Для качественного анализа в ряде случаев бывает достаточно смыслового совпадения данных из объективно независимых источников. Как уже отмечалось выше, "независимость" источников оценивается по просачивающейся информации о принадлежности данного органа массовой информации к конкретной финансово-промышленной группе или коммерческому банку. Если информация подтверждается источниками, которые принадлежат к различным конкурирующим финансово-промышленным группировкам, то вероятность ее достоверности велика.

Горячая пора сбора различной открытой информации - предвыборные кампании в законодательные и исполнительные органы власти. Интересен анализ публикаций "за" и "против" различных кандидатов, фиксация факта поддержки того или иного кандидата. При квалифицированном сборе и компьютерной обработке информации в ИБД можно выстроить очень интересные схемы. Особенно четко это можно отследить в регионах, где вопросам оперативного легендирования уделяют значительно меньше внимания, чем в центре. Так, определение взаимосвязей по предвыборным штабам и партийным спискам позволяет заранее выявить возможный расклад групп "поддержки" того или иного хозяйствующего субъекта в органах законодательной или исполнительной власти.

Александр Доронин, главный инспектор Управления безопасности Тульского банка Сбербанка России
Галина Бочкарева, Тульский государственный университет


Украинская Баннерная Сеть
Разработка - Finport Technologies